Ценности разных стран мира
Ценности людей в разных странах мира существенно различаются. Это подтверждает Всемирный обзор ценностей (World Values Survey, WVS) — исследовательский проект, изучающий ценности и убеждения людей по всему миру.
Согласно данным WVS, в странах Западной Европы и Северной Америки более распространены либеральные ценности — терпимость к разнообразию, уважение прав человека, стремление к самовыражению. В то время как в странах Азии и Африки чаще придерживаются консервативных взглядов — уважение традиций, норм коллективизма, авторитета.
Например, по данным последней 7-й волны WVS (2017-2020 гг.), доля респондентов, считающих гомосексуализм недопустимым, составляет около 80% в Тунисе, Иордании, Индонезии. В то время как в Германии, Испании, Канаде этот показатель не превышает 20%.
Также значительно различается отношение к гендерному равенству. В скандинавских странах подавляющее большинство (более 80%) согласны с утверждением, что мужчины не должны иметь больше прав, чем женщины. А в Пакистане, Иордании, Ираке менее 40% поддерживают гендерное равенство.
Эти и другие различия в ценностных ориентирах объясняются историческими, культурными, религиозными факторами в разных регионах мира.
Важно отметить, что ценности людей не являются чем-то застывшим и со временем меняются даже в традиционных обществах.
Согласно данным последовательных волн WVS, во многих странах наблюдается тенденция смещения к более либеральным взглядам. Например, доля поддерживающих гендерное равенство в Иордании выросла с 27% в 1994 году до 39% в 2017.
Эти изменения объясняются прежде всего социально-экономическим развитием. По мере роста уровня образования, урбанизации, доступа к информации люди переходят к более прогрессивным взглядам.
Так, в ряде мусульманских стран у людей с высшим образованием ценности значительно более либеральны, чем в среднем по стране. Например, в Иране 81% с высшим образованием поддерживают гендерное равенство, по сравнению с 43% в целом.
Таким образом, по мере развития общества в большинстве стран наблюдается тенденция к конвергенции ценностей в сторону большего либерализма и терпимости. Хотя этот процесс может занимать десятилетия.
Группы ценностей
Исследователи выделяют несколько основных групп ценностей, которые позволяют объяснить различия между культурами и обществами.
Традиционные vs секулярно-рациональные. В традиционных обществах преобладают ценности религии, семьи, национальных обычаев. В секулярно-рациональных — ценности самовыражения, рационализма.
Выживание vs самовыражение. Ценности выживания связаны с экономической и физической безопасностью. Ценности самовыражения — со свободой, творчеством.
Коллективизм vs индивидуализм. В коллективистских культурах ценят интересы группы, в индивидуалистических — автономию личности.
Иерархия vs равенство. Признание неравенства, уважение власти vs убежденность в равенстве людей.
Эти ценностные ориентации в той или иной степени присутствуют в любом обществе. Их соотношение определяет специфику культуры той или иной страны.
Соотнести свои ценности с ценностями жителей страны
Чтобы лучше понимать культурные различия при общении с представителями других стран, полезно соотнести свои личные ценности с преобладающими ценностями в их обществе.
Например, если вы высоко цените индивидуальную свободу и творческое самовыражение, то вам будет проще найти общий язык с жителями западных стран. А если для вас важнее традиции и интересы семьи, то вы ближе по духу к азиатским или африканским культурам.
При общении с представителями других ценностей важно проявлять терпимость и гибкость. Не нужно категорично оценивать чужие взгляды как «правильные» или «неправильные».
Стоит постараться понять мировоззрение собеседника, увидеть логику их ценностей, которые формировались под влиянием их истории и культуры. Уважительный диалог позволит найти точки соприкосновения даже с людьми с совершенно иным ценностным строем.
Тест на близость стран по ценностям
Существуют тесты, позволяющие оценить близость своих ценностных ориентаций к средним ценностям в разных странах мира. Так, тест «Геоградация» в форме телеграм-бота, созданный по мотивам Всемирного обзора ценностей, ранжирует 90 стран мира под ваши ценности и позволяет смотреть сходство с друзьями.